FIFA 2000 от Al Shur
Об игре







«Футбол объединяет людей, а политика — разъединяет.»

Эдсон Арантис ду Насименту (Пеле)

Говорят, что настоящий мужчина должен посадить дерево и вырастить сына… Я бы добавил к этому еще одно: настоящий мужчина должен хоть раз в жизни сходить на футбол. Потому что футбол — величайшее изобретение человечества. Когда сто тысяч глоток в одном порыве орут «ГОЛ», рушатся любые барьеры. Когда «наши» выигрывают 1:0 и остается 10 минут до конца тайма, все сто тысяч зрителей хотят только одного — чтобы тот парень со свистком скорее засвистел. Когда «наши» выигрывают — это счастье, пусть даже короткое…

В футбол играют всюду — в Европе и Америке, на стадионах туманного Альбиона и под палящим солнцем Африки. Наконец, в футбол играют за компьютером — во всех странах, в любую погоду, в любое время дня и ночи. А поскольку EA Sports — признанный законодатель мод в жанре спортивных симуляторов, то любители компьютерного футбола с нетерпением ждали выхода очередной версии FIFA. И вот свершилось — появилась FIFA 2000.

Системные требования

На первый взгляд, FIFA 2000 требует не так уж много: Pentium 166, 16 Мб оперативной памяти, 50 Мб свободного места на диске. Настораживает лишь надпись, рекомендующая 3D-видеокарту. В общем-то, и при отсутствии 3D-акселератора игра не тормозит, картинка не дергается, футболисты бегают. Но качество графики не выдерживает никакой критики — вспоминаются какие-то старые-старые игры, года 90-го. Скажем так: без ускорителя играть можно только в том случае, если ты истинный футбольный фанат и готов мужественно терпеть схематическое изображение игроков, ворот, трибун и прочего. Иначе придется раскошелиться хотя бы на Intel 740.

И вновь ревет стадион

Игра начинается с заставки, а она, как мне кажется, слегка подкачала — чего-то в ней не хватает. Впрочем, заставку обычно смотрят всего один раз, так что не будем обращать внимание на подобные мелочи.

В игре представлены клубные чемпионаты 17 стран — лидеров мирового футбола. В их числе — Англия, Бразилия, Франция, Германия, Норвегия и почему-то Израиль. В разделе «Остальной мир» собраны клубы тех стран, которые, по мнению создателей, имеют меньшее влияние на развитие футбола: московский «Спартак», тбилисское «Динамо», словенский «Марибор»… Не забыли разработчики и киевское «Динамо». Хотя когда я увидел состав, мне почему-то захотелось, чтобы они забыли о «Динамо». Ну куда это годится? Ударную силу команды составляет Гусин, играющий в нападении, оборону цементирует защитник (!) Кернозенко, а на скамейке запасных отсиживается Ребров, ростом с Шакила О'Нила. Вдобавок динамовцы бегают в красивой красно-черной форме… Правда, мир не без добрых людей, и практически сразу после выхода FIFA 2000 в Интернете появились специальные патчи, «исправляющие» состав «Динамо». Помимо клубов, в FIFA 2000 есть сборные команды, а также «классические» составы — «Аякс 70-73», Аргентина-78 и т.п. А вот «Динамо-75» или «Динамо-86», увы, нет и близко.

Со времен FIFA 99 система игры практически не изменилась — можно провести товарищеский матч, посражаться за кубок или попробовать стать чемпионом лиги. Имеется и режим тренировки — пробивание пенальти, розыгрыш стандартных положений и т.д. Почему-то тренировка проходит не на зеленом газоне, а на голой бурой площадке — видимо, ребята из EA Sports не бывали на базе «Динамо» в Конче-Заспе и не видели, в каких условиях тренируется наш чемпион J.

Го-о-ол!!!

И вот игроки вышли на поле, судья дал свисток — матч начался. Первое, что бросается в глаза — около игрока, владеющего мячом, нарисована стрелка, которая меняет цвет. Красная — пас, по мнению компьютера, будет неточным, зеленая -точным, желтая — неизвестно. Скажу сразу: красная стрелка вовсе не означает, что мяч после паса попадет к сопернику — мяч надо уметь принимать, соперника — отталкивать и т.д.

Индивидуальных приемов у игроков стало меньше: ведя мяч, футболист способен резко уйти в сторону, подпрыгнуть и пробросить мяч себе на ход или повернуться на 360 градусов. И все — никаких «хитрых» финтов, как в FIFA 98. Зато теперь можно забить гол не только после навеса или выйдя один на один — в сетку периодически влетают мячи, пущенные даже с дальней дистанции. Вратари ведут себя удивительно осмысленно — никто не выпрыгивает с мячом в руках из штрафной площадки и не смотрит на лежащий в метре от ворот мяч, тупо ожидая вражеского форварда. Хотя порой возникает ощущение, что создатели FIFA 2000 консультировались с Шовковским по поводу выбивания мяча из штрафной. Иногда вратари, вместо того чтобы поймать мяч руками, пытаются ударить по нему ногой… Подчас после этой операции он оказывается в ногах у нападающего. Ну а дальше — смотрите матч Словения-Украина.

Что касается штрафных ударов, то придется потренироваться. Зато какое удовольствие получите, забив гол с «шевченковско-филимоновской» точки. А можно и попасть в штангу — то ли они слишком толстые, то ли игроки слишком «косые», но не может же игрок три раза подряд атаковать стойку! И это при пустых воротах. А вот бесплатный рецепт верного гола: подав угловой, все время нажимайте кнопку удара — в большинстве случаев игрок в падении через себя бьет по воротам. Попал в голкипера — не беда, он выбьет на угловой, и процедуру можно повторить. Забавно выглядит ситуация, когда суперигрок «Динамо» Михайленко в падении через себя вколачивает мяч в сетку. Эх, если б так на настоящем поле! С пенальти игроки практически не промахиваются (особенно низом), а у вратаря только один шанс — угадать направление удара.

Что еще сказать? Однажды я забил гол с середины поля, сам не понял как. В борьбе за мяч игроки толкаются в воздухе — совсем по-настоящему. Кстати, сохранился грубый подкат: чтобы больно ударить соперника по ногам, нажмите кнопку «E» во время отбора мяча. Вообще, управление мало изменилось — разве что при розыгрыше стандартных положений уменьшилась «свобода действий».

По ходу игры футболист может получить травму. Обидно лишиться Шевченко в самом начале, но ничего не поделаешь. Травмированный игрок хромает, ходит по полю, а не бегает, но, тем не менее, в состоянии забить гол.

А судьи кто?

А судьи ведут себя очень странно. Где это видано, чтоб за подкат сзади игрок не получал желтую карточку? В половине случаев за него и вовсе не штрафуют. И еще комментатор ехидничает: мол, «этот прием больше похож на удар в реслинге». Впрочем, говоря по правде, свисток арбитра одинаково глух к нарушениям с обеих сторон.

В игре можно настроить «строгость судьи». Я наивно полагал, что при установке ее на максимум судья начнет назначать штрафные за снос моих игроков (а забивать со штрафного я научился J). Где там! Судья периодически реагировал даже на самую незначительную силовую борьбу — за обычный, не грубый толчок футболисты получали желтые карточки. А удары по ногам все так же пропускались. Судью на мыло!

Тактика

FIFA 2000 предоставляет обширные возможности для игры в тактически грамотный, научный футбол (как «Динамо» :)). Во-первых, используйте искусственный оффсайд (кнопка Alt) — помогает (конечно, если судья заметит). Во-вторых, не забывайте о прессинге (кнопка Ctrl). Ну и, разумеется, перед выходом на поле нужно выбрать тактическую схему (да не одну, а целых три: обычную, для штурма вражеских ворот и оборонительную), расставить игроков на поле. Здесь открывается большое пространство для эксперимента. Используйте индивидуальный дриблинг и, наконец, почаще бейте по воротам.

Кстати, соперник тоже ведет себя грамотнее, чем в предыдущих версиях FIFA. Проигрывая один-два мяча, «компьютер» не бросается забивать гол «всей толпой», позволяя, таким образом, вновь и вновь ловить себя на контратаках. Давление на ворота в подобной ситуации обычно усиливается, но сзади обязательно остается необходимый минимум.

И напоминаю: чтобы выигрывать, нужно побольше забивать и поменьше пропускать. Это придумал не я, а тренер итальянского «Лацио». Такая тактика неоднократно себя оправдывала: вспомните хотя бы матчи «Лацио» — «Динамо».

Сергей Толокунский
Мой компьютер

список
 
© 2000– Александр Шуркаев