FIFA 2000 от Al Shur
Об игре







Футбол третьего тысячелетия

Фирма Electronic Arts, а если быть точным, ее подразделение EA Sports, с 1994 года выпускает замечательную игрушку FIFA Soccer. И притом делает это ежегодно и практически в одно время — в третьей декаде. К сожалению, о родоначальнике этого замечательного сериала — FIFA Soccer'94 — ничего конкретного и толкового сказать не могу. Но уже с 1995 года и по сей день за всеми «соккерами» водится неплохая (а в последнее время даже очень неплохая) графика, реалистичность и, что главное, потрясающая играбельность. Ответственно об этом заявляю, так как сам все видел, во все играл и остался доволен. Так что когда около месяца назад в продаже появился EA Sport'овский же NHL 2000, я (далеко не любитель хоккея) косо поглядывал на счастливых обладателей этого компакта и думал: «Будет и в нашей общаге большая пьянка!».

Наконец-то! Наконец-то?

И вот пьянка, то есть праздник наступил. FIFA 2000 во всей красе улыбающегося с обложки какого-то известного (скорее всего) футболиста оказалась на прилавках точек торговли подобной «пиратской» продукцией. А лицензионного еще, наверное, и нету. Да что там говорить. Нам, простым обывателям, и в гробу не нужны эти яркие цветные коробки, толстые книжонки с «мануалом» и все прочие лицензионные прелести и прибамбасы. Достаточно, чтобы «пираты» были честными людьми (ничего себе каламбурчик) и не портили жизнь и удовольствие еще и конечному потребителю, про фирмы, занимающиеся распространением «софта», я и не говорю. Хорошо «крэкнутая», полная «безглючная» версия новой долгожданной игрушки — вот все, что нужно всякому нормальному геймеру. А может, мне просто такой компакт попался. На нем было две версии этого самого футбола — оригинальная английская и русская, переведенная «Фаргусом». На этом «плюсы» и заканчиваются. DirectX — нету; драйверов под видеокарты — нету; музыкальная тема только одна, а это за полчаса так надоедает, притом длится эта в общем-то даже не плохая, но незамысловатая мелодия меньше трех минут. И, что главное, нет комментаторов! Они самым подлым образом вырезаны! А кто же будет называть имена любимых футболистов? Кто будет веселить своими комментариями невпопад? Да и привыкли уже к этим противным нерусским голосам за несколько лет. Жалко… Надеюсь, что скоро выйдет «нормальная» версия. Но, если посмотреть на дело с той стороны, что игра все равно запускается и ничто не мешает ее работе, то все не так плохо. Итак. Занятный мультик с веселой музычкой, симпатичная менюшка со стандартным набором опций, и… вот оно!

- Ты чего, «НТВ+ Футбол» через ТВ-тюнер смотришь?

- Нет. Это FIFA 2000!

С 1997 года в своих спортивных симуляторах EA Sports начала применять технологию оцифровки движений реальных игроков. И с каждым годом это получается все лучше и лучше. На виртуальном стадионе виртуальные же мужики в панталонах и цветных майках смотрятся поразительно реалистично. Бегают за мячом и друг за другом, бьют по воротам соперника и по его ногам, падают, толкаются, ругаются с судьей, радуются, как дети, забитому голу, устраивая «кучу-малу» с героем «банки» в самом низу, и горюют по пропущенному, как по той самой птичке, которую, как известно, жалко. А с мячиком они такое выделывают! Это ж надо самого Роналдо заставить целый день потеть, чтобы отколоть такой финт без сучка, без задоринки. В общем — блеск. И все это в любом разрешении от 640х480 до 1024х768, да с поддержкой любых акселераторов. Конфетка… Немного разочаровал, но и развеселил стадион. Не он сам, а болельщики, зрители на трибунах. Они представляют собой разноцветную и жутко плоскую мешанину беспорядочно двигающихся нелепых фигурок. Это смотрится довольно прикольно, но как-то слишком просто. Да и сами игроки выглядят немного странновато. Они чем-то смахивают на сказочных эльфов — такие высокие, худющие и остроухие, но общей картины это не портит. А в остальном все в полном порядке. Нападающие и защитники друг через друга стараются не проходить и не просвечиваться, вратарь не стоит со штангой внутри, и линия штрафной площадки не накладывается на движущиеся фигурки. Поле в меру вытоптано, погода изменяется по первому слову заказчика, сетка натягивается точно в том месте, куда попадает мяч… да и сам мяч выглядит довольно круглым:).

Компьютер умеет играть в футбол… почти

Что касается геймплея, то у меня от этого дела масса разнообразных впечатлений. Игра, на мой взгляд, немного быстровата. Я понимаю, что это сделано с целью усиления динамичности, но мне это пришлось по душе далеко не сразу. Представьте себе: Роберто Баджо — этакий футбольный гранд 32 лет от роду (отнюдь немало по спортивным меркам) — несется по бровке, перебирая ногами со скоростью таракана и дергая руками, как паралитик… Хотя, через пару часов игры привыкаешь и перестаешь замечать.

Компьютер стал еще более хитрым и агрессивным. AI четко придерживается выбранной тактики. Уходит в глухую оборону, не гнушаясь жесткой борьбы даже у самой штрафной площади, и играет на контратаках с навесными передачами, если его команда слабее. А если есть превосходство — прессингует, атакует широко, разнообразно, использует фланги, передачи вразрез, финтит при любом удобном случае и, конечно же, стремится забить, закатить, затолкать мяч в ваши ворота любым способом. А при розыгрыше стандартных положений надо держать ухо востро и быть особенно внимательным. Если вы опытный игрок с немалым стажем, то, чаще всего, «комп» будет забивать вам со «стандартов» — угловых, штрафных, свободных и т.д. В общем, играть приятно и даже довольно сложно. Кнопки управления те же, что и раньше, финты и обводки — тоже. Но есть у компьютерного оппонента слабые места, например, его «фанатичная» приверженность к определенной «формации» и стратегии. Удобней всего (выяснено экспериментально) играть, когда в команде есть так называемый «чистильщик» — последний защитник, который страхует своих товарищей и составляет еще одну преграду на пути нападающего, если он смог прорваться через основные защитные порядки. Но компьютер в большинстве случаев игнорирует эту замечательную тактику и играет «все в линию». И пропускает, пропускает. Таких «ляпов» немного, но они есть и чуть-чуть портят представление о гениальности искусственного интеллекта. Так что тем, кто хочет осложнить (или, наоборот, облегчить) себе задачу, рекомендую самому выставлять команде противника «формацию» и стратегию игры. Благо возможностей для этого хоть отбавляй. Всяких опций и установок очень много, так что я их описывать не буду, но могу заверить, что сконфигурировать игру своей команды можно как угодно. Хороший, «интуитивно понятный» интерфейс только способствует этому.

Даешь «ДИНАМО-МИНСК» в FIFA 2001

А уж команду себе можно выбрать какую угодно. Кроме белорусских. Так что фанаты «БАТЭ», «СЛАВИИ» и остальных наших родных клубов опять остались не у дел. Обидно. Для Израиля — отдельная лига, а из Беларуси — ни одной команды (даже сборной нет!). С просторов СНГ в FIFA 2000 попали только московские «СПАРТАК» и «ЦСКА» да киевское и тбилисское «ДИНАМО». И все. Зато есть, конечно же, национальные чемпионаты Италии, Англии, Германии, Испании, Франции и других не менее футбольных держав. Также можно поиграть за любую из великих команд, таких, как «АЯКС» 1970-73 Йохана Круйфа, «НЕАПОЛЬ» Марадонны и «МИЛАН» Ван Бастена 1988-90, или легендарные сборные Бразилии с Пеле, Англии с Боби Чарльтоном, Италии, Голландии. Играть можно по отдельности товарищеские встречи, «Лигу Чемпионов» или «Кубок УЕФА». Или сразу сезон за свою любимую команду, который включает чемпионат и кубок страны и международные соревнования — те же «Лигу Чемпионов» или «Кубок УЕФА» (если команда, за которую вы хотите играть, участвует в них по-настоящему, в реальном мире футбола).

Хочу Riva TNT2!

Игрушка, как и все предыдущие ее серии, получилась занятная и достойная. Она стоит того, чтобы посвятить ей как минимум… а лучше побольше времени. Работает она неплохо и на медленных компьютерах. Вообще-то, минимальные требования такие: Пентиум 166, 16 мегабайт оперативной памяти, видеокарта, поддерживающая DirectX, 2-скоростной CD-ROM и 60 мегабайт свободного пространства на жестком диске. А на Pentium II с акселератором (Riva TNT2, например) играть — одно удовольствие.

Макс МАГЛЯС
Компьютерная газета

список
 
© 2000– Александр Шуркаев