FIFA 2000 от Al Shur
Об игре







«FIFA 2000». Выкидыш

Слышали новость? В Америке бушует страшенный кризис: увольняют старые, профессионально подкованные кадры (которым, разумеется, надо платить «как для себе») и набирают вместо них уродов-недоносков с улиц Гарлема, Брайтона и Квинса. Все это происходит при молчаливом непротивлении спонсоров — выходцев из семей деревенской аристократии, научившейся читать, играть в бридж и пользоваться писсуарами, отличными от модели «очко», только прошлой осенью. Вы спросите, как я об этом узнал? Разумеется, методом дедукции, после ознакомления с новым именем в футбольной «линейке» от EA Sports — FIFA 2000. Не буду утомлять ваше зрение, рассиропливая нюни о том, как играющая в спортивные симы братия ждала эту игру: рецензия будет грустна и саркастична даже без этих интимных подробностей бытия. Впрочем, пора начинать экзекуцию. Все в зал!

Главенство визуального начала в современном игростроении неоспоримо. Не для этого ли просиживали свои брюки лучшие инженерные мозги планеты, изыскивая хронический геморрой для себя и усладу эстетических чувств для всего передового человечества? Не для этого ли мы затаривали, и без того уже треснувшие по швам, тауэры новыми разработками 3dfx и nVidia? Для того, для того — вижу я ваше гипнотическое кивание в знак безусловного согласия. Для того.

Так вот, господа! Нас держат за идиотов, ибо только идиот может сказать о графике в FIFA2K, как о своей навязчивой голубой мечте. Графика безобразна: криво пришпиленные на дистрофичных малобюджетных моделях текстуры, освещаемые по самолепному (сами слепили такое убожество, винить некого — ни Фонг, ни, прости господи, Гуро тут и рядом не лежали) алгоритму, напоминают творчество концептуальных авангардистов начала уходящего века. Motion Capture игроков сначала вводит в шизоидальный транс, но потом начинаешь ловит кайф, припомнив первейшую христианскую заповедь — смирение. Причем, все это убожество смотрится одинаково как в Hardware-, так и Software-rendering'е; а ведь еще в FIFA 99 это были две большие разницы.

Что же касается дизайна интерфейса игры, то первым желанием моим было найти того человека, который отвечает за сие творение в EA Sports, прижать его спиной к холодной кирпичной кладке и, направив двухсотваттную лампу прямо в бесстыжие глаза, спросить: «что ж ты сделал, гаденыш? А главное — за что?!» Нет, формально все хорошо, цветасто и политкорректно. Но почему, скажите вы мне, в серьезной игре (на звание оное серия FIFA претендовала всегда) такой лубочный, глубоко детсадовский, интерфейс? Не понимаю!

Впрочем, оставим графику — видали и страшнее; графика в футбольном симуляторе, по крайней мере для меня, достаточно вторична — обратимся к геймплею и другим составляющим игры…

Если все вышесказанное, по причине хлипкости нервной системы, вы посчитали наездом на игру, то дальнейшее чтение этого опуса я порекомендовать не могу, ибо только что была исполнена самая безобидная, самая добрая и подцензурная часть композиции. Сейчас начинается истинный «разбор полетов» — грубый и циничный.

Главный лейтмотив геймплея — издевательство над старой гвардией, «игровыми зубрами». Игровые зубры — народ особый: им неинтересно, когда компьютер сдается без боя, им не интересны упрощения, им неинтересна подтасовка и вымысел реальной фактуры, на которой строится игра. Они странные люди — эта старая гвардия… Она не понимает шуток молодого поколения, как мухи на… варенье, слетающегося на форумы и сайты известных производителей и производящего там дебоши с использованием ненормированной лексики, типа «Я ниче не понял, и ваще это полное г….».

Так вот, господа, эти сопливые младодебоширы таки уревели EA Sports упростить геймплей до их умственного минимума: отныне и forever (не дай бог!) мы лишены тонкой настройки стратегии команды — отныне и forever мы должны, по замышлению EA, довольствоваться полудюжиной стандартных комбинаций построения и стиля игры команды. Если вспомнить, что в FIFA 99, в мултиплеере, нередко победа достигалась не лучшей игрой, а лучше разработанным построением и тактикой, то шансы на занимание места на винчестерах «хардкорных» игроков у FIFA2k весьма небольшие. Кроме того, до предела упрощена физика игры: погодные условия уже, практически, не влияют на игровой процесс. Это не плохо, о нет! Это безнравственно и противно! Конечно, можно похвалить создателей за исправление ошибки, допущенной в прошлой серии, когда погодные условия не всегда увязывались со временем года в которое проходит матч: было странно играть в июле в Испании во время обильного снегопада; но учитывая индифферентное отношение тяжести мяча и его динамических свойств к погоде, хвалить как-то не тянет. Извините.

Впрочем, даже закрыв глаза на упрощенную до пределов аркады типа «бей-беги» физику, наш взгляд скромно упирается в колоссальный по своему величию монумент. Это — памятник безвременно покинувшему нас AI, не способного в новой серии игры даже на примитивное читерство. AI команды противника, распределенный неровными ломтями по трем уровням сложности, если и оставляет неплохое впечатление, то только в игре в обороне, в связи с чем игра начинает напоминать банальный квест с главной целью — найти способ прорваться таки сквозь блокпосты и эшелоны защиты и забить мяч. Сам же компьютер, занятый благородным делом отлова наших нападающих на подступах к штрафной, уже не способен ни на что. Его игра в атаке стремится к абсолютному нулю. По любой шкале: хоть Рихтера, хоть Фаренгейта, хоть, извините, де Кубертена. В общем, игровой процесс представляет собой полное и бесповоротное торжество убожества и крайней степени идиотии. То есть то, к чему так тщательно стремились «новые» кадры EA Sports, набранные по просьбе верховного командования Major Soccer League (Высшей лиги США по соккеру) из выпнутых из всех учебных заведений их внебрачных детей.

Напоследок хочу отметить злостное уклонение новоиспеченного продолжения от главнейшей традиции славных предков: полного лицензирования статистики и аутоинтичности клубов и сборных мира по футболу. Начнем с главного: среди сборных, представленных в игре нет ни России, ни Украины. Отвечать на это свинство не хочется, ибо на язык просится слишком много слов, не рекомендуемых к употреблению среди дам и детей младшего школьного. Кроме этого и несмотря на то, что список «симулируемых» национальных чемпионатов пополнен такими «жемчужинами», как первенство Турции и Израиля, команды бывших соцстран по прежнему свалены в дурнопахнущую кучу «Rest of Europe». Я не совсем понимаю логику авторов: чем чемпионат Израиля лучше, например, чемпионата Чехии (это не антисемитизм, а реальность: чемпионат Чехии на порядок сильнее)? Об отношении к чемпионам (даже не к чемпионатам, а к элите — чемпионам!) России и Украины разговор впереди…

Разумеется, только запустив игру у себя, я непременно решил разыскать среди команд «Спартак(Москва)» и сразится им против какого-нибудь гранда. Вот тут все и началось. «Спартак» я нашел на старом месте — «Rest of Europe» (я до последнего надеялся на включение в игру чемпионата России), но поверить, что это — «Спартак» меня заставила только глубокая медитация в комплексе с полутора пачками «валиума» и таблеткой «нитроглицерина»: ЛУЧШИМ ФОРВАРДОМ НАШЕГО ЧЕМПИОНА ЯВЛЯЕТСЯ НЕКТО КУЗМИЧЕВ, А ЦИМБАЛАРЬ — НЕГР!!! Каково, а? Нет, ну я знаю, что в межсезонье тяжко уследить за всеми переходами и драфтами, но не заметить в новостях сообщения о смене Цимбаларем расовой принадлежности я не мог. Правда, у меня, после еще более глубокого ознакомления с составом, возникла всеобъясняющая теория: Цимбаларь и отсутствующий в списках команды Робсон попали к инопланетянам, которые создали из этой пары гибрид — человека с фамилией Цимбаларь и телом Робсона!

Именно после этих несложных умозаключений я осознал жанровую принадлежность FIFA 2000! Это научно-фантастических квест по мотивам футбольных баталий, как они представляются психически неполноценным инопланетянам. Так что, господа, не будем слишком строги к этой игре — мы присутствуем при зарождении нового жанра! Первенец его, к величайшему сожалению, появился на свет в результате выкидыша. Мяча из-за боковой линии поля.

Dr.Aiboleath
3DNews

список
 
© 2000– Александр Шуркаев